Комнатные растения
Когда цветок в тепле
цветёт,
Кусочек лета он несёт,
И отступают холода,
И по-другому всё тогда!
Берёшь свой
фотоаппарат,
Запечатлеть цветочек рад,
И миг цветения с тобой,
Когда расцвёл цветочек твой!
М. Львовский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования предусматривает в экологическом воспитании о необходимости перехода
к гуманистическому и научно обоснованному стилю взаимодействия человека с
окружающей средой обитания. Использовать окружающую среду как источник
образовательного материала, педагогически её организовывать - одна из основных
задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.
Необходимым условием для реализации образовательных
задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической
среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека. Уголкам
природы отводится особая роль в создании такой среды. Подбор и размещение
объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь
Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.
Правильно организованная с комнатными растениями работа
расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и
уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное
отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.
Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в
закрытом помещении.
Комнатные
растения не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в группе от пыли
и грязи, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими
веществами, благоприятно влияющими на жизнедеятельность и психику ребёнка.
Ведь человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда
чувствовал себя её частичкой. Поэтому вполне понятна его тяга к ней и в
настоящее время. При желании у каждого воспитателя есть возможность создать
чудесный райский сад в группе, который постоянно, в любую минуту, будет
очаровывать своей неповторимой красотой.
Рекомендуемые комнатные растения старшей и подготовительной группы:
1. Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних
дыхательных путей);
2. Бальзамин;
3. Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям);
4. Традесканция;
5. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);
6. Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека,
погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока);
7. Фикус (хороший очиститель воздуха);
8. Колеус;
9. Камнеломка;
10.Кливия;
11.Герань;
12.Фиалка.
Задачи:
1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития
растений (разный уход за разными растениями);
2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные
особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и
различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные
части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их
жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и
теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.
6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от
характера листьев и стебле
Трудовые поручения:
Чтобы растения нас радовали целый
год за ними надо правильно ухаживать. В это входит:
- Полив растения водой комнатной температуры.
Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы
поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхлить палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал
воздух. Надо быть осторожным – не повредить корни растения.
- Вытирать пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями очищают от пыли мягкой
кисточкой.
- Осторожно срезать с растений сухие
листья и веточки. Следить за чистотой цветочных горшков и подставок.
- Опрыскивание. Важной частью ухода для многих растений является опрыскивание. Оно поддерживает
водный режим. При опрыскивание растения остаются
свежими и зелеными всю зиму. При систематическом опрыскивание теплой водой
быстрее растут побеги и листья, распускаются почки.
В шесть – семь лет дети вполне способны определять требуются ли растению полив, рыхление, удаление пыли и провести
необходимый уход.
Жизнь растения немыслима без воды,
которая является главной составной частью живых клеток растения. С водой из почвы в корневую систему и неземные
части растения поступают необходимые питательные
вещества. Испаряя воду, растения как бы
защищаются от перегрева. Основная масса воды поступает через корневую систему,
но зеленые части растения поглощают влагу и из
воздуха.
Мы с удовольствием наблюдаем за ростом растений и радуется,
когда наши прекрасные зеленые растения цветут. Растения переносят нас в наше детство. С цветами отдыхаешь с душой от дневной суеты.
Зеленый мир комнатных растений заинтересует
и ребенка, если взрослые постепенно вовлекают его в наблюдения за таинственным
мором комнатных растений.
Чтобы детям было нескучно изучать комнатные растения можно
это делать и в игровой форме и задавать вопросы например; «Назови растения с вьющимися стебельками, с прямыми, без
стебля.», «как необходимо ухаживать за ними?» и
т. д.
Игры «Назови растения»; взрослый предлагает
назвать растения (скажи, какое растения стоит между геранью и фиалкой, справа от
фиалки, слева от герани и т. д.)
Игра «Найди по описанию»; взрослей детям рассказывает о растении а дети по описанию должны найти это растение.
Комнатные растения, запрещенные в детском саду:
• определенные виды имеют колючки либо заостренные листья, о которые дети
могут пораниться (роза, кактус, определенные разновидности алоэ);
• некоторые из них насыщены ядовитым соком, который при взаимодействии с
кожей может привести к сильным ожогам (диффенбахия, алоказия, кротон, молочай и
другие);
• у отдельных представителей растительного мира есть красочные плоды,
которые могут приводить к появлению серьезнейших расстройств: тошноты, рвоты,
болезненности в области живота.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и
поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их
жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания,
методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых
практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.